Статьи

Тест-драйв кроссовера «Тойота РАВ4»

Источник: DriveNN.ru

В общем, все к этому и шло, потому, как конкуренты подталкивали: «Тойота РАВ4» четвертого поколения прошла ряд косметических, и не только, процедур, укладывающихся о в одно емкое слово «рестайлинг», отчего заметно помолодел. И не спроста: маркетологи компании Toyota вспомнили, что самый первый их кросс, появившийся на свет в 1994 году, был задуман как молодежный автомобиль для активного отдыха, и решили вернуться к истокам. Вам 25—30 лет, вы азартны, молоды и способны себя обеспечить? Тогда «Тойота РАВ4» — то, что доктор прописал.

Автор этих строк вдвое старше. Тогда что я делаю за рулем RAV4? А ничего. Радуюсь и
еду. Еду и радуюсь: удобной посадке, отличной обзорности, адекватными реакциями машины на действия рулем, комфортной подвеске и много еще чему. Что мне эти «возрастные цензы», когда такое дело! Пусть парни из маркетинговых служб подстраивают аудиторию под новый продукт, я подстроюсь сам. Похоже, мы неплохо «монтируемся» друг с другом, как говорится, есть контакт!

Днем раньше был свидетелем ситуации, когда из-за головотяпства наших дорожников подъем от Печерского монастыря к Сенной площади тщетно пытались штурмовать легковушки и кроссоверы всех мастей. В тот день там был голый, отполированный ветрами до состояния зеркала, и потому особенно суровый лед. Наверху песочком посыпали точно до начала спуска, а дальше… Как будто нет этого места на карте города и окрестностей! Может, кто и звонил в соответствующие службы, но они не приехали, и порядка десятка машин хозяева оставили ночевать до понедельника. А что делать: доезжаешь до середины и скатываешься назад. Кому-то, впрочем, удавалось прорваться с пятого — шестого раза. Гул стоял неимоверный, пахло «жареным», то бишь, подгоревшими сцеплениями…

Мужчина на дорестайлинговой «Тойоте RAV4» долго раздумывал над тем, не пуститься ли в объезд по единственной альтернативной дороге (охрана по такому случаю поднимала шлагбаум), тоже, впрочем, довольно проблемной, а потом взял, да и в гору. И знаете, не только преодолел обледенелый «перевал», но сделал его с первого раза, уверенно, без пробуксовок и потери скорости. Браво, мужик!

Это я и о RAV4 тоже. Да, более мощный, чем у некоторых, движок. Да, полный привод и, возможно, хорошая резина с еще не «потерявшимися» на асфальте шипами. Не все, штурмующие горку, имели такие качества. Но они еще и таким шильдиком не обладали. А, ведь, он — как пропуск. И не только на «паркет»: RAV4 — отличник внепаркетного поведения среди вседорожников. Эталонная штучка. Проверено!

Мало облечь содержание в соответствующую форму, надо бы еще и гармонии добиться. У «Тойоты RAV4» — полное единство внешнего и внутреннего «Я». Никакой раздвоенности когда, например, «прикид» указывает некую серьезность намерений, но ничем особенным они не подкреплены. Садясь за руль, ты точно знаешь, на что способна машина, и абсолютно уверен, что в определенных обстоятельствах она не подведет. А внешность… Сдается мне, что большинство берет эту машину не за красивые глазки, а за то, что она — Toyota RAV4.

Японцы не доводят свои дизайнерские изыски до абсолюта, действуя осторожно и ни за кем не пускаясь в погоню. В этом их особенность, они не претендуют на сверхоригинальность, и в этом честны. Прежде всего, перед собой.

В то же время, всем своим видом RAV4 дает понять, что не имеет ничего общего со скукой и рутиной. Каждая линия и деталь экстерьера демонстрирует свежесть и новизну, особенно динамичной получилась передняя часть с «парящей» архитектурой бампера, эффектными фарами головного света, объединенными в единую композицию с эмблемой компании. Этот «штрих» четко очерчивает нижнюю кромку капота, а боковое остекление поддерживает тонкая хромированная рамка. И корма пребывает в полной гармонии с общим замыслом.

Посмотришь, к примеру, на «немцев» и видишь, что они напоминают друг друга, а что делать: Европа с ее глобализацией давно скатилась к подражательству. «Тойота» же остается «Тойотой». И в этом тоже ее ценность, потому что индивидуальности не растеряла. Вот и новичок своим экстерьером революции не произвел, однако при минимуме выразительных средств дизайнерам удалось полностью изменить восприятие автомобиля!

Эти грани, наплывы, изгибы, особенно в передней части, поначалу могут показаться необязательными, возможно, навязчивыми, но главное-то в другом: японцы опять сделали японский автомобиль. Не европейский и не американский, а свой, за что им пятерка с плюсом.

Первое, на что обращаешь внимание, заглянув в салон — это его пространство. А туда ли ты попал? Впечатление такое, что перед тобой — машина более высокого класса. Впрочем, обратимся к цифрам: при длине 4605, ширине 1845, высоте 1670 (1715), колесной базе 2660 мм, внутренние габариты равны очень приличным для класса 1935, 1505, 1220 мм. Значит, не иллюзия, значит, все сделано так, чтобы водитель и четыре пассажира ощутили максимальный комфорт.

Ловлю себя на мысли, что сзади до неприличия свободно, хотя много места в автомобиле, конечно, не бывает. Полная вольница: мало того, что трое здесь разместятся без проблем, поскольку и ширины достаточно, и пол практически плоский, так еще и сам диван имеет регулировки в продольном направлении и по углу наклона спинки, а также очень удачно спрофилирован.

Справедливости ради заметим, что все это присутствовало и раньше, однако в обновленной машине на многие вещи смотришь свежим взглядом. То, на что почему-то внимания не обращал, вдруг ценить начинаешь. Да и без сюрприза не обошлось: из подполья исчезло полноразмерное запасное колесо, место которого заняла докатка. Благодаря этому объем багажника подрос до 577 литров.

Сложив спинку заднего сиденья (40:60) получим почти втрое больше, при этом погрузочная площадка будет практически ровной, что особенно удобно при размещении габаритных грузов. Для ценных или хрупких предметов существует гамак (доступен во всех комплектациях, кроме начальной «Классик»). Вроде, ничего особенного, на практике же реально выручает.

Все это складывается и раскладывается легким движением руки, как и настройка кресла водителя, имеющего электрорегулировки в восьми направлениях (комплектации «Престиж» и «Престиж Safety»). Само сиденье отлично отформовано, имеет ярко выраженную боковую поддержку и оптимальную длину подушки. В общем, правильное такое кресло.

«Двухэтажное» торпедо стилистически перекликается с оформлением передка, при этом оно не перегружено органами управления и эта утонченная лаконичность напоминает о премиальном бренде Lexus. Особенно, если заказать салон, обтянутый бежевой, коричневой или серой кожей.

Впервые за свою историю, RAV4 оборудован активным «круизом» и системой контроля за состоянием водителя. Если устал, тебе об этом напомнят. Как, впрочем, и о многом другом.

Музыкой, навигацией и прочими делами заведует мультимедийная система Tоyota Totch 2 с расположенным в верхней части центральной консоли 6,1-дюймовым сенсорным экраном. Дисплей имеет не самую выдающуюся графику, но на это перестаешь обращать внимание, когда видишь, как услужливо ведет себя система, как быстро реагирует она на очередной запрос. Еще большим уважением проникаешься к ней, когда включаешь круговой обзор, который обеспечивают четыре камеры, создающие четкое трехмерное изображение окружающего пространства. Нажал неприметную кнопочку, притаившуюся чуть выше дисплея — и получил подробный видеоотчет об обстановке вокруг автомобиля — очень удобно при маневрировании в ограниченном пространстве.

Не совсем удобно то, что клавиши выбора режима работы трансмиссии, подогрева сидений, обогрева стекла глубоко спрятаны в нижней части центральной консоли. Казалось бы, им самое место рядом с селектором переключения передач, ан-нет, у «Тойоты» все по-своему, хотя, с точки зрения эргономики, это — не самый лучший вариант. Однако на фоне разных других удобств, хорошей обзорности, невозможности испачкать брюки о пороги (целиком закрываются дверями), это выглядит пустячком, с которым нетрудно смириться.

Что касается самой архитектуры центральной консоли, боковых панелей дверей, качества отделочных материалов и сборки, то они просто на высоте. Наверное, «Тойота» не была бы сама собой, если бы случилось иначе. В целом, ощущения самые приятные: в RAV4 ты чувствуешь себя на высоте положения, когда суета, напряжение, даже усталость отходят на второй план, оставляя актуальным только удовольствие от управления этой машиной, чему также служит довольно приличный набор стандартного оборудования и электронных ассистентов.

Комфорт в машине, когда за окном морозно, поддержит зимний пакет, куда входит подогрев всего, что только можно подогреть: руля, зеркал, передних и задних сидений, всей поверхности лобового стекла, форсунок и бачка омывателя. Всего же предлагается шесть комплектаций — «Классик», «Стандарт», «Комфорт», «Элеганс», «Престиж», «Престиж Safety». Но это только начало. Шестнадцать вариантов исполнения — как вам такой расклад?! То есть в диапазоне цен 1 099 000 — 1 918 000 рублей дается простор для выбора, какой поискать. И еще сэкономишь приличную сумму, практически ничего не упустив из оснащения, если, конечно, хорошо знаешь, что тебе нужно.

Уже в начальной комплектации имеется все и даже больше: светодиодные дневные ходовые огни и задние фонари, система Follow me home (при выходе из машины головное освещение вам еще посветит, а потом автоматически отключится), передние противотуманки и омыватели фар, регулируемая по углу наклона и вылету рулевая колонка, дополнительный отопитель салона, двухуровневый подогрев передних сидений, электростеклоподъемники всех дверей… И датчики давления в шинах, и кондиционер, и электронная имитация блокировки межколесного дифференциала, которая доступна только для комплектаций с передним приводом.

А также увесистый пакет систем безопасности, где помимо девяти подушек и шторок, имеется внушительный набор электронных помощников. В топовой версии он дополнен круиз-контролем с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, системами оповещения о непреднамеренном пересечении дорожной разметки, предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения, распознавания дорожных знаков, автоматического переключения с дальнего света на ближний.

В версии «Классик» автомобиль доступен только с 2-литровым 146-сильным двигателем, 6-ступенчатой МКПП и передним приводом. А дальше начинаются варианты: в комплектациях «Стандарт» и «Комфорт» у RAV4 тот же мотор, но уже и с «механикой» и с вариатором, с передним и полным приводом. Соответственно цены на них колеблются в пределах 1 257 000 — 1 479 000 рублей. Исполнение «Элеганс» дает возможность выбора между упомянутым 2,0- и 2,5-литровым 180-сильным агрегатом, а также 2,2-литровым дизелем производительностью 150 л.с., привод — только полный, трансмиссий — три (6 МКПП, вариатор, 6-ступенчатый «автомат»). Здесь самый доступный вариант обойдется в 1 501 000 рублей — вполне конкурентный в нынешних условиях, когда даже некоторые «корейцы» подбираются к двум миллионам, ценник.

«Престиж» и «Престиж Safety» также предлагаются исключительно с полным приводом, тремя двигателями, но уже без механической коробки передач. Причем, за «престижный» (без пакета систем активной безопасности) автомобиль с мотором объемом 2,5 литра и «автоматом» попросят 1 853 000 рублей. Toyota RAV4 именно в таком исполнении — с кучей датчиков и систем, недоступных на предшествующих версиях (мониторинга «слепых» зон, помощи при выезде с парковки задним ходом, навигации и т. д.) мы и опробовали в городе и на покрытых снегом песчаных дюнах Гребного канала.

RAV4 изменился не только внешне. И расширением набора опций дело также не ограничилось. Главные отличия от прежней модели почувствуешь лишь сев за руль, потому что инженеры «Тойоты» основательно поработали и над настройками элементов подвески.

Вроде бы, все то же самое — спереди McPherson, сзади — многорычажка, но кайфа от управления стало больше: сработала небольшая хитрость в виде задних сайлент-блоков увеличенного размера, более жестких амортизаторов и «мягких» пружин. Благодаря этому решению, и без того предупредительный по отношению к водителю автомобиль стал еще послушнее. Более того, отпала необходимость подруливать на высокой скорости, а стыки, мелкие и средние неровности асфальта автомобиль проходит не замечая.

На какой-либо дискомфорт и намека нет: и на прямой, и на виражах автомобиль демонстрирует устойчивость, мгновенно откликается на команды водителя и слегка подруливает задней осью, если того требует обстановка — интегрированная система динамического управления дело свое знает туго. Это даже может немного расслабить. Ну, сами посудите: рулишь, вроде ты, а впечатление такое, будто кто-то еще тебе помогает. Впрочем, так оно и есть.

2,5-литровый 180-сильный мотор, выдающий 233 Нм при 4100 об/мин, неплохо спелся с 6-ступенчатым «автоматом». Этот тандем делает машину самой быстрой из всех версий — первую сотню она преодолевает за 9,4 секунды.

Ближе к этому показателю только дизель с его 340 ньютоно-метрами: время до зачетной отсечки — 10 секунд. При этом «Тойота РАВ4» демонстрирует весьма умеренный аппетит, потребляя, например, в загородном цикле всего 5,9 литра солярки на 100 километров пути. Топовый бензиновый агрегат прожорливей на один литр, что, в общем-то, не критично.

Итак, в городе и за его пределами поведение этого кросса почти ничем не отличается от легкового. И динамики вполне хватает, хотя спринтером RAV4 никак не назовешь. Но если включить режим Sport, он бросает свои барские замашки и легко пускается в авантюры, связанные с обгонами, перестроениями и прочими выкрутасами. А что, если съехать с «паркета»?

Вот здесь начинается самое интересное, поскольку обнаруживаются некоторые противоречия. С одной стороны, просвет в 197 мм — вполне на уровне, с другой — свесы длинноваты. Передний — 930, задний — 1015 мм. Особо не порезвишься. К тому же, у автомобиля с 2,5-литровым двигателем выступающий вниз сифон выпускной трубы съедает 32 мм, доводя клиренс до 165 мм.

И все же, мы съезжали и поднимались по покрытой тонкой ледяной коркой бетонке набережной. Парковались, перескакивая через высокие бордюры, а на Гребном канале прошли внедорожный участок с уходящим вниз, а потом — вверх виражом. И длинные свесы не помешали — никуда не уперлись. Еще не совсем затвердевший от холодов песок вперемешку со снегом покорился RAV4 без проблем.

Колеса гребли как надо. Система полного привода с электромагнитной муфтой хоть и осталась прежней, но ее немного доработали, изменив настройки. До рестайлинга машина была преимущественно переднеприводной (после нажатия клавиши Sport на заднюю ось перекидывалось 10 процентов тяги). Теперь эти же самые 10 процентов присутствуют по умолчанию. Но есть возможность принудительно распределить крутящий момент между осями в пропорции 50:50. Этот режим действует на скоростях до 40 километров в час, далее все зависит от воли датчиков, которые мониторят ситуацию.

Мониторим и мы, меняя угол съезда. Он становится круче, песок в этом месте — гуще, спуск — извилистей. Автомобиль это не смущает, и он легко выбирается из небольшого овражка. Возникает желание усложнить задачу. Но это уже — азарт, граничащий с авантюризмом. И куда он заведет — никому не известно.

Однако и этого достаточно, чтобы понять: «Тойота РАВ4» — все еще настоящий кроссовер, на котором можно смело передвигаться вне «паркета». И как хочется верить в то, что его возможности безграничны. Но здравый смысл все ставит на свои места. «В пределах разумного», — подсказывает он, — в пределах разумного».

Темы: Toyota Toyota RAV4 Тест-драйвы