Статьи

Москва запустила электробусы. Но что-то пошло не так…

Первого сентября в Москве официально запустили эксплуатацию электрических автобусов. Однако первые два дня машины так и не начали ездить в нормальном режиме, да и к целесообразности проекта остаются вопросы.

Тестовая эксплуатация электробусов в Москве и Подмосковье стартовала ещё два года назад, а в мае этого года столичная мэрия Москвы провела конкурс на закупку большой партии электробусов для «Мосгортранса». Заказ поровну разделили две компании: «Группа ГАЗ» с Ликинским автобусным заводом и КамАЗ, в состав которого входит автобусное предприятие в Нефтекамске.

За 200 электробусов Москва заплатит 12,7 млрд рублей, но в эту сумму входит также сооружение зарядных станций и обслуживание техники и инфраструктуры в течение пятнадцати лет. Таким образом, один электробус обходится бюджету в 63,5 млн рублей: 33 миллиона стоит сама машина, ещё 30 — её ремонт и обслуживание.

Городские власти заявляют, что новый транспорт намного экологичнее дизельных автобусов. С этим нельзя не согласиться, но почему-то в первую очередь электробусами будут вытеснять не «грязные» автобусы, а экологически чистые троллейбусы. До конца года электробусы должны выйти на пять троллейбусных маршрутов и один автобусный.

Московские электробусы рассчитаны на перевозку 85 пассажиров и имеют 30 мест для сидения

Мэрия Москвы утверждает, что километр пробега электробуса стоит 92 рубля (в эту сумму включены в том числе затраты на электричество, амортизация техники, содержание инфраструктуры), а каждый километр троллейбуса обойдётся в 102 рубля. При этом сама «рогатая» техника намного дешевле. Например, современный троллейбус «Тролза-5265.02» с автономным ходом стоит 17 млн рублей — вдвое дешевле электробуса. Таким образом, десятипроцентная экономия на эксплуатационных затратах оправдается только при пробеге одной машины более 1,6 млн километров, но московский общественный транспорт столько не ездит.

Троллейбус «Тролза-5256.02 Мегаполис» питается от обычной контактной сети и одновременно заряжает аккумуляторы, которые позволяют проехать до 15 км без «рогов»

Пока неясно, насколько будет удобен электробус в реальной эксплуатации. Первые КамАЗы-6282, вышедшие на маршрут №73 длиной 12 км, могут проехать на одной зарядке 40 км. При этом с уменьшением средней скорости, например, из-за пробок, снижается и запас хода. А подзаряжаются машины на специальных станциях, расположенных на конечных остановках маршрута — на это уходит примерно 20 минут. Получается, что после каждых трёх рейсов электробусу придётся пополнять запас электричества. А если на станции в этом время заряжается другой электробус?

Возможно, проблемы получится решить по ходу эксплуатации? Но пока у московской мэрии всё идёт не по плану…

В середине августа городской департамент транспорта пообещал, что первого сентября на городские маршруты выйдет десять электробусов, состоится презентация проекта, и уже во второй половине дня машины начнут работать как полноценный городской транспорт.

Электробусы будут заряжаться при помощи пантографа на крыше

В первый день осени на маршрут вышел единственный электробус, и уже в первом рейсе с мэром Сергеем Собяниным на борту машина сломалась, проехав несколько остановок. Со второй попытки тот же КамАЗ-6282 сделал два рейса и был снят с маршрута.

Второго сентября на маршрут вышло два электробуса, оба они «мучались» с поломками, в том числе во время подзарядки и смогли сделать только десяток рейсов за день. Вероятно, власти хотели успеть запустить проект перед выборами мэра Москвы и пожертвовали надёжностью техники.

Как бы то ни было, контракт на поставку двухсот электробусов уже заключён, зимой Москва проведёт один конкурс на закупку ещё ста машин. А новейшие технологии будут дорабатывать с помощью москвичей по ходу эксплуатаци.

Темы: Общественный транспорт Электробусы КамАЗ Москва