Статьи

ГАЗ-22

Обзор Характеристики

Универсал ГАЗ-22 «Волга» начали выпускать на Горьковском автозаводе в 1962 году. Автомобиль был создан на базе седана ГАЗ-21 третьей серии, отличаясь от него некоторыми кузовными панелями и иными шинами большей грузоподъёмности.

Универсал имел варианты с пятиместным и семиместным салоном, специально для работы в «скорой помощи» выпускалась санитарная модификация с креплениями для носилок, перегородкой за передними сиденьями и минимальным медицинским оборудованием.

Универсал ГАЗ-22, 1962­-1970

На ГАЗ-22 устанавливался четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 2,45 литра и мощностью 75 или 85 л. с. Крутящий момент передавался на задние колёса через четырёхступенчатую механическую коробку передач.

Большинство универсалов направлялись в государственные организации (такси, торговые предприятия, аэропорты, службы скорой помощи), для личного пользования машина не продавалась. Автомобиль экспортировался в страны Европы, в том числе в «праворульном» исполнении, машины для рынков западноевропейских стран могли оснащаться дизелями Rover, Perkins и Indenor.

В 1965 году универсал ГАЗ-22 был модернизирован, выпуск модели продолжался до 1970 года.

Статьи

ГАЗ-03-30

Советский автобус ГАЗ-03-30 выпускался с 1933 до 1950 года (с перерывом на годы Отечественной войны) автобусным филиалом Горьковского автозавода. Он был создан на шасси грузовика ГАЗ-АА, кузов машины, рассчитанный на 17 пассажиров, имел деревянный каркас. Автобус ГАЗ-03-30 оснащался четырехцилиндровым мотором объемом 3,3 литра и мощностью 50 л. с.

Статьи

ГАЗ-52

Среднетоннажный грузовик ГАЗ-52 начали серийно выпускать на Горьковском автозаводе в 1964 году. Это была по сути переходная модель с двигателем ГАЗ-51 и узлами более тяжёлой модели ГАЗ-53. Грузоподъёмность машины составляла 2,5 тонны.

Автомобиль создавался на основе существующей модели ГАЗ-51А для перевозок внутри населённых пунктов (посёлков и городов). В 1958 году был изготовлен первый опытный образец. Внешне кабину грузовика лишь слегка обновили, а главным новшеством стал силовой агрегат, состоящий из новой четырёхступенчатой коробки передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передачах и двигателя ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием, выдающего 85 л. с. Конечно, возросшая с 70 до 85 сил мощность была не лишней, но в серию новый мотор не пошёл из-за плохой экономичности и неустойчивой работы.

Серийные же образцы комплектовались кабиной от старшей модели ГАЗ-53, которую, тем не менее, можно было отличить по облицовке радиатора, окрашенной в тон с остальной кабиной (у «пятьдесят третьего» она всегда белая). Также отличиями являлись ширина радиатора (у ГАЗа-52 он более узкий) и расположение глушителя справа. Выпускались как автомобили с длинной базой 3700 мм, такой же как у ГАЗа-53, так и модификации с укороченной до 3300 мм базой, рама которых отличалась меньшей толщиной лонжеронов.

Кроме двух вариантов базы, существовало немало вариантов исполнения: бортовые грузовики ГАЗ-52, 52-03, 52-04, шасси ГАЗ-52А, 52-01 (для автобусов и спецавтомобилей), 52-02 (для самосвалов), грузовое такси ГАЗ-52-05, седельный тягач ГАЗ-52-06, модификации для работы на сжиженном газе, а также экспортные варианты шасси.

В движение машину приводил модернизированный шестицилиндровый двигатель от ГАЗ-51А с новой головкой блока, увеличившей степень сжатия с 6,2 до 6,7 и поднявшей мощность до 75 «лошадок». На длинных вариантах мотор стыковался исключительно с новой коробкой, а короткие могли комплектоваться несинхронизированной трансмиссией с прямозубыми шестернями. Кроме того, существовали версии для работы на пропан-бутане со степенью сжатия 7,0.

В подвеске применили продольные полуэллиптические рессоры, передняя подвеска — с телескопическими амортизаторами, задняя без них, но с дополнительной рессорой. Ранние короткобазные машины унаследовали от ГАЗа-51 способ крепления рессор к раме с применением втулок с рессорными пальцами и серьги на концах. В дальнейшем их стали крепить через резиновые подушки, которые, в отличие от втулок, не требовали регулярного ухода, да и серьги упразднили. На длиннобазных модификациях более прогрессивный вариант был предусмотрен изначально.

В рамках модернизации автомобиль обзавёлся вакуумным усилителем тормозов, электромагнитным тяговым реле, пришедшим на смену педали стартера, и пережил несколько косметических «подтяжек лица».

Выпуск грузовиков ГАЗ-52 завершилось в 1993 году, почти через тридцать лет после запуска производства. За это время было выпущено чуть более миллиона экземпляров модели.

Статьи

ГАЗ-93

Строительный самосвал ГАЗ-93, созданный на базе грузовика ГАЗ-51, начали выпускать в 1948 году. Автомобиль разработали специалисты предприятия УралЗИС из Миасса, а производство организовали на Одесском автосборочном заводе (ОдАЗ).

Самосвал строился на укороченном шасси модели ГАЗ-51, он оснащался коробкой отбора мощности и металлическим кузовом. Силовой агрегат оставался стандартным: это был шестицилиндровый бензиновый мотор объёмом 3,5 литра и мощностью 70 л. с. Самосвал ГАЗ-93 имел полную массу 5,5 т и был рассчитан на перевозку 2,25 тонн груза.

В 1954 году разработали модификацию ГАЗ-93Д для сельского хозяйства: такой самосвал получил деревянный кузов большего объёма, но грузоподъёмность машины была меньше — две тонны.

Самосвал ГАЗ-93Б

Самосвалы на модернизированном шасси ГАЗ-51А начали делать в Одессе в 1956 году. Строительная версия получила индекс ГАЗ-93А, а сельскохозяйственная, теперь уже с металлическим кузовом, — ГАЗ-93Б.

В 1957 году ОдАЗ выпустил рекордные 21580 самосвалов, а уже в 1958 году начался процесс переноса производства на Саранский механический завод, расположенный ближе к Горькому — это упрощало транспортировку исходных шасси.

Серийный выпуск самосвалов в Саранске стартовал в начале 1959 года, в этом же году завершилось производство машин в Одессе. Автомобиль ещё несколько раз модернизировали, машины продолжали делать до января 1976 года.

Статьи

ГАЗ-4301

В конце 1970-х годов на Горьковском автозаводе началась работа над новым семейством среднетоннажных грузовых автомобилей с дизелями воздушного охлаждения. В 1984 году был показан окончательный вариант грузовика ГАЗ-4301.

Машина, которая должна была придти на смену модели ГАЗ-53, имела полностью новую кабину, новую ходовую часть, усилитель руля. Грузоподъёмность автомобиля составляла 5 тонн. Под капотом машины стоял дизель воздушного охлаждения ГАЗ-542, изготавливавшийся по лицензии компании Deutz. Этот рядный шестицилиндровый мотор развивал 125 л. с. при рабочем объёме 6,2 литра.

Запуск серийного производства новой модели постоянно откладывался, хотя позднее был создан и поставлен на конвейер бензиновый вариант модели — ГАЗ-3307. В итоге, ГАЗ-4301 стал серийным в 1992 году.

Дизельные моторы новой модели отличались невысоким качеством сборки, к тому же себестоимость их производства была высокой, что сделало грузовик слишком дорогим. Спрос на ГАЗ-4301 оказался низким, и в 1995 году выпуск автомобиля завершился. Всего было сделано 28158 экземпляров модели.

Статьи

ГАЗ-12

Обзор Характеристики

В 1948 году на Горьковском автозаводе началась работа над новым автомобилем высшего класса, который по статусу был бы на ступеньку ниже легковых ЗиСов. Главным конструктором проекта был Андрей Липгарт. Уже в 1949 году были выпущены первые предсерийные прототипы модели, а в октябре 1950 года с конвейера сошла промышленная партия машин.

Автомобиль получил название «ЗиМ» (завод имени Молотова), а во внутризаводской документации он именовался ГАЗ-12. Это был большой седан (длина кузова 5,5 метра) с несущим кузовом. В просторном салоне было три ряда сидений, он вмещал до семи человек. Основное внимание в «ЗиМе» было уделено комфорту пассажиров, например в задней части салона были свои воздуховоды отопления и вентиляции. Уже на заводе машину оснащали ламповым радиоприемником.

«ЗиМ» полагался в качестве служебного автомобиля государственным деятелям уровня министра или секретаря обкома. Но небольшое количество машин поступало и в свободную продажу, правда их цена (около 40 тысяч рублей) была более чем в два раза выше, чем у «Победы».

Под капотом машины стоял рядный шестицилиндровый мотор объемом 3,5 литра и мощностью 90 л. с. Коробка передач была трехступенчатой механической, ее рычаг был расположен на рулевой колонке.

Седан ГАЗ-12Б ЗиМ, 1951–1960

У автомобиля также были модификация ГАЗ-12А, предназначенная для работы в такси, и санитарный вариант ГАЗ-12Б, работавший машиной «скорой помощи». В 1951 году в порядке эксперимента были построены два кабриолета.

В 1957 году название «ЗиМ» вслед за опалой В. М. Молотова было предано забвению. Модель была официально переименована в ГАЗ-12. Производство автомобилей было завершено в 1960 году, всего за эти годы было выпущено 21527 экземпляров машины.

Статьи

ГАЗ-66

Серийное производство бескапотного полноприводного грузовика ГАЗ-66 началось летом 1964 года. Двухосный автомобиль, предназначавшийся в первую очередь, для армиии, имел отличные вездеходные качества — благодаря большому дорожному просвету, подключаемому полному приводу и самоблокирующимся дифференциалам обоих мостов. Позднее машины начали оснащаться централизованной системой регулирования давления в шинах.

ГАЗ-66 имел относительно компактные размеры и равномерную развесовку по осям, а у армейских модификаций верхняя часть кабины была съемной — все это позволяло десантировать автомобиль с воздуха. Машины также использовались в народном хозяйстве и экспортировались в социалистические страны.

После начала войны в Афганистане обнаружился серьезный недостаток машины. Из-за особенностей бескапотной компоновки экипаж был очень уязвим при подрыве автомобиля на мине.

Грузовой автомобиль ГАЗ-66Б, 1966–1982

Грузовик оснащался бензиновым восьмицилиндровым двигателем ЗМЗ объемом 4,3 литра, развивающим 120 л. с., и четырехступенчатой коробкой передач. В 1991 году силовой агрегат подвергся модернизации, были усовершенствованы тормоза и усилены шины, что позволило увеличить грузоподъемность с исходных двух тонн до 2,3 тонны.

С 1992 года на ГАЗ-66 начали устанавливать четырехцилиндровый дизельный мотор ГАЗ-544 (лицензионный Deutz), который при объеме 4,2 литра выдавал 85 л. с. Позднее автомобиль получил турбированную версию этого же двигателя мощностью 116 сил.

В 1993 году появился «гражданский» вариант с увеличенной до 3,5 тонн грузоподъемностью, он отличался задними двухскатными шинами и измененной грузовой платформой. Массовое производство модели завершилось в 1995 году, но в небольших количествах грузовик выпускали для армии до 1999 года. На смену ему пришел ГАЗ-3308 «Садко». Всего за 35 лет было сделано 965 941 экземпляров модели ГАЗ-66.

Отзывы

ГАЗ 66 (1991)

Статьи

ГАЗ-05-193

Армейский штабной автобус ГАЗ-05-193 выпускался с 1936 до 1943 года, машина была создана на трехосном шасси грузовика ГАЗ-ААА.

Статьи

ГАЗ-4

Пикап ГАЗ-4 грузоподъемностью 500 кг, созданный на базе модели ГАЗ-А, выпускался с 1933 до 1937 года. Автомобиль имел кабину от грузовика ГАЗ-АА, в кузове машины были откидные скамьи на шесть человек. ГАЗ-4 оснащался четырехцилиндровым мотором объемом 3,3 литра и мощностью 40 л. с.

Всего было произведено 10648 таких автомобилей.