Тест-драйв «Лада Х-Рей»: нечеловеческое ДНК
В эпоху Интернета старый принцип про «разделяй и властвуй» оказался особенно востребованным. Медиа-продукты, в зависимости от предпочтений различных групп интересов, получается делить с невиданной точностью. Наверное, каждый день в мире появляется новый канал, сайт или сообщество, воспевающее доселе невиданные хобби и наклонности людей. Любая прихоть, возведенная вами в ранг поискового запроса, приведет к группе людей, которым давно и серьезно это интересно.
Вначале так было лишь с Интернетом и различными вытекающими из него явлениями. Позже к теме затачивания широких продуктов под небольшие группы людей пришли производители одежды, товаров повседневной необходимости и даже гиганты пищевой промышленности – фишку с именными газированными напитками мы все помним.
Одной из немногих крупных консервативных областей, доживших до нас в универсальном виде, остается автопром. Внешне все верно, прогресс есть: новые цвета, возможность выбрать из пяти вариантов отделки салона двух способов зарядки своего смартфона – а по существу 3-4 варианта кузова, 3-4 варианта в наклоне спинки сиденья и все…
Страшно подумать, но в XXI веке на массовых моделях нет возможности регулировать вылет рычага КПП. Существенная часть водителей вообще не может подобрать правильную посадку: чтобы и руль как надо, и ноги на педалях, и спину не ломило. И это явление сплошь и рядом встречается в дорогих моделях, не говоря уже о массовом сегменте, который последние 50 лет уверенно лепит припудренные мишурой машины для среднестатистического человека, которого, кстати, нет, и никогда не существовало.
Вполне понятно, почему так происходит. Дело в технологиях, не позволяющих производить что-то дешево в небольших количествах. Вот от этого и приходится людям со средним достатком универсализироваться на фоне общей уникальности.
К «Ладе XRAY» все сказанное имеет непосредственное отношение – автомобиль является образцом транспортного средства для всех и каждого. Хотите грузовик? Вот вам складывающийся задний ряд и авиационный проем под транспортировку любых вещей. Нужен молодежный хетч? Так он перед вами! Что? Кроссовер? Это и есть кроссовер – он так по документам проходит, да, и клиренс под 200 мм говорит сам за себя! Вы любите Европу? Радуйтесь, мы с гордостью сообщаем – это чистокровный француз! С детства увлечены культурой востока? Только вам раскроем тайну, двигатель и идеи от японского Ниссана! Вам ближе патриотический триколор? А ведь это Лада! Подойдите, посмотрите на шильдик. Продолжать этот диалог можно очень долго. Машина ото всюду и для всего.
Ладно, уговорили, покупаем – кстати почем нынче Лады? Да вы шутите… Не может быть!
С рыночной нишей определились – авто для всех. Теперь перейдем ко второму важнейшему вопросу, связанному с ценой. Тут сразу вспоминается фраза, оброненная кем-то из топ-менеджеров АвтоВАЗа: «вы застряли в 2014 году!».
В наполненной базовыми, по современным меркам, опциями, средненьким мотором 1,6-литра в 110 л.с. и забавным отечественным роботом, машина обойдется дороже 700 тысяч рублей. Еще пару лет назад за эти деньги можно было «взять» кроссовер Skoda Yeti с немецким двигателем, полностью независимой подвеской, кондиционером, подогревом сидений, противотуманными фарами и музыкой.
Памятуя об этом, шея как-то сама собой отворачивается от отечественной новинки. Только вот куда направить голову в 2016 году? Тот же «Йети» нынче за миллион или около миллиона, как и большая часть европейской и азиатской братьи. Старый Suzuki SX4 с рынка ушел, новый Renault Duster в сопоставимых комплектациях прилично дороже, Renault Sandero Stepway дороже и беднее за тот же самый идеологический продукт. Chevrolet Niva близка по цене, но очень далека по идеологии. Вертись, крутись – а новый упакованный городской кроссовер за 700 000 рублей сейчас это только «Лада XRAY».
С этими мыслями берем «Ладу XRAY» на двухнедельный тест. Соответствующие службы завода протягивают ключи от максимальной версии на ручке. С автомобиля пылинки не сдуваем. Ездим на работу и с семьей, закидываем пожилых родственников в поликлинику, прорываемся на заснеженный дачный участок, выбираемся на природу, обласканную первыми весенними лучами. Делаем все то же, что и стандартные эксплуатанты. Что на выходе?
Что явно и ярко не понравилось. Разумеется, цена. Если говорить о «первичке», то да, тут как бы без вариантов. Однако мир подержанного транспорта рисует куда более радужные перспективы. На сайтах объявлений за оговоренные 700-750 тысяч рублей можно взять настоящий большой кроссовер, с полным приводом двух-трех лет от роду, и с пробегом в 50-60 тысяч км. Для тех автомобилистов, которые не видят ничего зазорного в «донашивании» чужих машин, выбор будет предопределен.
Руль в «Ладе Х-Рей», как говорят девушки, «что-то с чем-то». Определенно это худший элемент управления и, пожалуй, самая отторгающая часть всей машины. Переменное непрогнозируемое усилие, лотерейные отклики на дорожные неровности, пустота в поворотах – это далеко не полный список неприятных сюрпризов от баранки. Она бесит и утомляет одновременно. Боль от рулежки новой «Ладой приумножается осознанием того, что в предке «рентгеновского» автомобиля, старом добром «Рено Сандеро», с данным узлом все было удовлетворительно. Зачем потребовалось менять «ламповый» гидроусилитель, на электрогидравилический, автору статьи неизвестно. Есть призрачная надежда, что инженеры АвтоВАЗа «допилят» этот узел, на момент написания статьи они уже выпускали какие-то дополнительные прошивки для «Иксрея».
Отсутствие подлокотника. Опять же, XXI век, деревянные скворечники для установки между передними сидениями на авторынках всея Руси продаются с середины 1980-х годов. А в японо-русско-французском флагмане от АвтоВАЗа этого добра не получить даже при двукратной переплате.
Шумоизоляция днища. Арки в машине вроде бы ворсовые, то есть гипотетически должны гасить звук от ударов капель воды, песчинок песка и камешков. Должны, но не гасят. Подразбитая дорога просится в гости к вам в салон пулеметными очередями. Явная недоработка.
ESP невозможно отключить даже аппаратным способом через обезвреживание блока предохранителей. Кроссовер сам роет себе могилу хоть в снегу, хоть в песке. Странная фишка для автомобиля, называемого в буклетах кроссовером.
Кнопки на руле – великое благо отечественного автопрома. Мы шли к этому около пятидесяти лет и понятно, что должны быть рады любым новшествам на руле. Даже тогда, когда эти новшества сделаны абы как. На руле есть качалка громкости – это, конечно, чудо, есть там еще штук пять непонятных, никогда и никем в реальной жизни не применяемых кнопок, однако создатели машины почему-то не подумали о листании треков. При том, что среднестатистический водитель листает музыку чаще, чем меняет настройки звука.
Обзорностью не баловал и «Рено Сандеро», но тут проблемы с её отсутствием возведены в абсолют. Недоочищенная зона лобового стекла плюс ширина стойки и ее наклон уменьшают сектор обзора до габаритов взрослого человека, стоящего чуть левее капота. Крайне опасная шутка.
Доводчики стекол. Их нет. Опять же, рынки готовы предложить решения даже на классику. Однако АвтоВАЗ берет чужую платформу, до неузнаваемости меняет экстерьер и интерьер, но почему-то забывает про простую человеческую функцию.
Алгоритм работы плафона освещения. Вот где раскрывается нечеловеческое ДНК автомобиля. Вроде работает, но не как надо. Вытаскиваешь из замка зажигания ключ – плафон молчит, закрываешь машину он горит. Весело. Свет для задних пассажиров не предусмотрен. Хотя в «Сандеро», поколением ранее, все это имелось.
Передний свес кузова кусает землю и бордюры. Если уж назвали машину вседорожником, так подумайте о геометрической проходимости.
Кнопка SOS на нашей версии автомобиля мирно спала в ответ на любые наши действия. Возможно, особенность комплектации для СМИ.
Спинки кресел раскачиваются плюс-минус 5-7 сантиметров. Такая же неприятность была и в «Сандеро» – спустя 10 лет и ребрендинг никто ничего не исправил.
Это минусы. Есть, как вы понимаете, и плюсы. Как там говаривал Джеймс Мей о продукции АвтоВАЗа – «эти машины чертовски хорошо ездят на задней передаче». Британец был прав – камера заднего вида качественная, расположена в правильном месте и корректно отображает траекторию движения кормы транспортного средства. Ее адекватность не утрачивается даже с наступлением сумерек.
Понравился двигатель – простой и надежный. С ним не страшно слетать с гарантии по окончании трех отмеренных заводом лет, его можно заправлять средними по качеству ГСМ и не прислушиваться потом к странным звукам из подкапотного пространства.
Понравился дизайн – правда, только спереди, но все равно, можно считать эту концепцию прорывной – спросите у любого иностранца. Выдумать новую морду в перенасыщенном решениями современном автопроме это круто.
Понравился отечественный климат-контроль: четкий, информативный, корректный. Понравилась легендарная ямоустойчивость шасси, двухъярусный багажник и концепция торпеды.
«Лада Х-Рей» не эмоциональная машина. Это бытовая смесь потребительских свойств, призванная удовлетворить базовые потребности россиянина-автомобилиста. Машина могла получиться гораздо интереснее, не случись в стране кризис и скачек цен на новые автомобили. Впрочем, у платформы есть козырь в рукаве. С нетерпением ждем полноприводной версии.
Смотрите также Тест-драйв седана «Лада Веста».
Темы: АвтоВАЗ Лада Лада XRAY Тест-драйвы