Дневник экспедиции Кодар - Твоя Дорога.РФ
RizVN Login

Привет!
Здесь вход и выход.



И ещё, после регистрации будет меньше рекламы.

Дневник экспедиции Кодар

В экспедиции на Кодар участвовали 9 человек, 4 автомобиля: Исудзу Труппер, Лендкраузер Прадо, Хайлюкс - это все марки японских джипов, и русский старый добрый УАЗ. 

7 мужчин, 2 девушки.

Я вела в путешествии дневник. В двух словах - три недели в тайге - это маленькая жизнь.
Фоток - 20 гигабайт, еще столько же видео, на сайт Миша заливал все, что под руку попадалось, как только появлялась связь. 


Самыми распространенными фразами путешествия были "б**, как страшно-то!" и "Ух, красота какая!"
Пока мы добирались до конечной точки путешествия - я серьезно опасалась за обратную дорогу, страшно было, и с каждым шагом все страшнее. Но дорога обратно показалась детской шалостью, т.к. "страшности" мы встречали уже в обратном порядке - т.е. от худшего к цивилизации. О людях в маленьких таежных деревнях можно говорить долго и вдохновенно, еще дольше и вдохновеннее можно говорить о летающих кровососущих насекомых. Не кусались они всего один час в сутки - в момент подъема солнца, когда комары уже пропадали, а оводы еще не появлялись. Потом оводы сменялись мошкарой, мошкара - комарами, а комары не спят до утра))))
Мне эта поездка дала очень много во всех смыслах и отношениях. Например, я теперь могу рассказать, чем отличается кевлар от лебедки, как устроен амортизатор, что такое рессоры, когда нужно включать пониженную передачу, а когда машина вытянет и так, и чем отличаются боггеры от шин АТ 
Ну что, обо всем по порядку?

Итак, выезд состоялся 27 июня вечером, договорились, что все машины добираются до Свободного - каждый сам, но чтобы там быть к назначенному времени. Мы ехали на Прадике, экипаж состоял из трех человек: я, мой муж и Иван. Погрузились, поехали. В 11 вечера были в Свободном:

270601.jpg

Стали звонить остальным членам экспедиции, выяснилось, что они все задерживаются. Договорились собраться по трассе, и мы выдвинулись в путь.
Ночью нас обогнал Труппер, а утром мы догнали их на привале. 
28 июня. Спускаем шины:

280601.jpg

Это для более спокойной езды по гравийке, т.к. асфальт к тому моменту уже закончился. Я стою с секундомером, а Иван спускает шины.
Затем мы умылись в родничке:

280602.jpg

А затем нас догнал третий экипаж:

 

280603.jpg

Пьем чай. Довольны жизнью и собой, все идет по плану 

До Тынды 130км, у Хайлюкса оторвался задний амортизатор. Ползем в Тынду, медленно и печально.
75 км до Тынды. У нас оторвался передний амортизатор. Ползем еще медленнее и печальнее. 50км до Тынды. У нас оторвался второй передний амортизатор. Едем со скоростью 20км/час.
В общем, в Тынду мы приехали ближе к вечеру. Нас там встретили, проводили на берег реки Тында, где мы устроились на ночевку. Парни укатили варить амортизаторы, мы остались в лагере.
Первая ночевка в палатке.

Так выглядел лагерь:

280605.jpg

Между машинами и деревьями натягивали тент, ставили по бокам палатки. Под тентом - стол. С каждым днем ставить и сворачивать лагерь у нас получалось все быстрее и быстрее. Если в первые дни на это у нас уходило по 2 часа, то под конец путешествия мы раскладывались и собирались за 30 минут.

Итак, наступило 29 июня. Спасибо замечательным жителям Тынды, а особенно Владимиру Слободянину, они помогли нам устроиться и починиться, а утром проводили нас в путь:

290601_2011-07-20.jpg

Мишин любимый знак, он окрестил его "Осторожно, водка!"

290602_2011-07-20.jpg

По пути завернули к местному языческому божеству - Сологору, повязали на его дереве ленточку и бросили монетку, чтобы больше в дороге не ломаться:

 

290604_2011-07-20.jpg


Внизу - БАМ:

290605_2011-07-20.jpg

Наши машины.
Прадик на переезде:

290606_2011-07-20.jpg

УАЗик, вид сзади:

290607_2011-07-20.jpg

Хайлюкс на переезде:

290608_2011-07-20.jpg

Труппер общается с остальными:

 

290609_2011-07-20-3.jpg


Первые страшные мосты:

 

290610_2011-07-20-3.jpg


Мое любимое положение в походе:

 

290603_2011-07-20-3.jpg

Ехали 29 июня долго. В сумерках решили проехать как можно дальше. Устали, решили свернуться. На время как-то не смотрели, ориентировались на солнце. А оно садилось, но еще светило. Разбили лагерь. Добрались до серьезной тайги, там, где вечная мерзлота. По этому поводу наш экипаж решил не ставить больше палатку (и надо сказать - до конца путешествия мы больше ни разу ее не поставили). Мы выкидывали все вещи под машину, на переднее сиденье - то, что может отсыреть и самое ценное, все остальные сиденья вместе с багажником складывались в одну сплошную лежанку, на нее - надувной матрас. И втроем на этом лежаке мы и спали. Над нами первое время подшучивали, типа - шведская семья, особенно если учесть, что я свой экипаж называла "мои мужчины" Потом к этому все привыкли и уже не удивлялись нашей троице. 
Таким образом, лагерь разбили. Сели ужинать, пили, пели песни, а солнышко все не садилось. Кто-то сказал: смотрите, какой закат красивый! Интересно, сколько сейчас времени?...
Оказалось - 2 часа ночи. Мы ахнули. Мы въехали в полярный день. Закат продолжался до 2 часов ночи, потом короткая и очень светлая ночь, а в начале четвертого уже начинался рассвет. Это потрясающе красивое зрелище, обидно, что нет такой светочувствительной техники, чтобы передать эту красоту! Наверное, это похоже на белые ночи в Питере, я их ни разу не видела, также как и полярный день, но подозреваю - что широта либо одна, либо близкая.
Итак, 29 июня у нас плавно перетекло в 30. Разбрелись спать.
30 июня ехали весь день, старались наверстать упущенное - то, что мы потеряли сутки под Тындой, чиня амортизаторы. Нужно было нагонять время, поэтому ехали до упора.
Итак, 30 июня. 11-я годовщина нашей свадьбы. Едем, прорываясь на север.

300601.jpg

300602.jpg

300603.jpg

300604.jpg

300605.jpg

Добрались до середины БАМа. Нашли выбившийся костыль, быстро достали кувалду и решили починить:

300606.jpg

 

300610.jpg

Лапша на рельсах:

300607.jpg

К 17 часам мы добрались до самой северной точки Амурской области - поселок Юктали. Там нас встретили не просто радушно... Нас выдали местному авторитету. А он подарил нам бочку солярки и проводил до следующего пункта назначения - до моста через Олекму. Причем я даже не думала, что такое до сих пор существует... Выражения типа "друган", "братан" и тому подобное... Реальный такой бритый браток... Причем он сначала нам заявил, что даст солярки, а потом выяснилось, что солярки в поселке ни у кого нет. Это было шоу. Он кинул на траву сигареты и сотовый и уехал, сказав: ждите меня здесь. Ну мы и не думали оттуда сбегать - просто некуда там бежать))) Дождались. Для него это уже стало делом чести - найти нам солярку. Нашел. 100 литров - бесплатно. И такое бывает... Протянули ему сигареты и телефон со словами - ты забыл тут. Он ответил - я ничего никогда не забываю... Такой вот колоритный персонаж. Мы с ним сфотографировались на память, но он очень просил не называть нигде его имени и не выставлять фото. Так что - просто благодарность ему.
Под мостом нам пообещали, что утром нас переправят на ту сторону. Поясняю: мост - железнодорожный, автомобильного моста через Олекму нет.
Мы разбили лагерь и сели отмечать нашу годовщину свадьбы.
Мы на разбитой лодке:

300608.jpg

Начало застолья:

300609.jpg

Сидели долго и весело, полночи нам кричали "Горько!" и мы целовались) Налили Сологору (напоминаю - местное божество, ему надо обязательно поклониться, завязать ленточку, дать денежку и налить спиртного). Причем сначала налили настойки, потом водки, потом пива, потом снова водки... В общем, подозреваю, что наши приключения начались именно с больной головы Сологора 

В такой дождичек мы ехали 29 июня:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Мостик:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Еще мостик:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Брод:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Еще брод:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

Плавающий Урал:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

1 июля с утра пораньше мы свернули лагерь и стояли - ждали отмашки, когда же нас будут переправлять через Олекму.

010701.jpg

 

010702.jpg

 

010703.jpg

А места там - завораживающе-красивые. Олекма - не быстрая, но довольно широкая речка, не сильно глубокая, но по неширокому руслу - омуты.
А сопки... А воздух...

010704.jpg

010705.jpg

010706.jpg

Отдельно про воздух. Я дома задыхаюсь, мне реально нечем тут дышать. Воздух в городе душный, тяжелый, и жарко... В тайге днем - жарко, ночью - холодно. Причем смена температурного режима происходит резко. Хожу в штанах, свитере и куртке, и вдруг раз - разделась до шортиков и маечки, бегаю так весь день, и вот один момент - и я снова натянула свитер и куртку... Но я привыкла к такому ритму, и мне он реально нравился. Ночью - не жарко, укроешься одеялом потеплее, на ноги - носки, и хорошо...
Возвращаясь к повествованию. Ближе к вечеру мы поняли, что переправы сегодня не будет. Мы с Ольгой открыли купальный сезон (мальчики открыли купальный сезон раньше - на середине БАМа), помылись в Олекме, помыли головы... Цивилизованному человеку сложно понять, какое это удовольствие - залезть в речку и там помыться... Я и сама раньше не представляла себе такого расклада)))
А вода - прозрачнейшая, я в жизни не видела таких речек... Каждый камушек на дне виден. А рыба - просто внаглую пристает, стоит зайти в воду.
Мы вернулись на место стоянки, снова развернули лагерь. Решили, что видимо Сологор вчера у нас перебрал, сегодня хочет опохмелиться) Снова налили Сологору, уже соблюдая чувство меры. Подружились с ребятами на Урале, которые тоже ждали переправы. Как оказалось, один из них из Московской области, другой - из Волгоградской. Работают в тайге на вахте.
Так прошел еще один день. Еще на сутки мы выбились из графика. Таяли на глазах заложенные в план 4 дополнительных дня. Мы опаздывали уже на двое суток.

Итак, прошел еще один вечер нашего путешествия.
2 июля. Утром никто не заморачивался сборами, вставали не торопясь, не торопясь завтракали - мы еще с вечера наварили супа, чтобы утром не суетиться с приготовлением еды. И тут - внезапная новость: к нам приехали читинцы. Вернее не к нам, а к переправе через Олекму. 4 экипажа из Читы и 2 из Хабаровска - они все ехали в Чару на фестиваль джипперов. Ну мы вроде тоже планировали заглянуть на этот фестиваль, если успеем... Но об этом - позже.
Итак, мы - уже ставшие в тех местах хозяевами - пригласили гостей за стол, накормили горячим завтраком, побеседовали. Далее интересы разделились. Читинцы всерьез готовились к переправе, а мы в нее уже слабо верили. Заканчивались вторые сутки нашего ожидания. Поэтому мы просто наслаждались жизнью: отдыхали, загорали, ловили рыбу, запускали змея, пели песни под гитару и купались. Читинцы поглядывали на нас с недоумением. Но главное ждало их впереди, а пока - отдых.
Я на урале:

020701.jpg

Мальчики:

020702.jpg

Отдыхаем:

020704.jpg

 

020705_2011-07-20.jpg

И тут - уже ближе к 16 часам - внезапно раздался сигнал. Нас звали к переправе.
Видимо, одно дело сдерживать 5 машин (наших 4 и Урал), а другое - 11 машин на переправе...
В общем, может и благодаря Читинцам - но мы переправились. На переправе поругались с читинцами. Мой вежливый муж высказался так, что у меня волосы зашевелились. Ну в общем - они поступили не только не по-джипперски, а просто по-свински. Но это - дело их совести.
Про переправу я рассказать не могу - нам запретили снимать, а также запретили рассказывать о переправе. Скажу просто - это было также страшно и завораживающе, как и все остальное. И долгое время переправа пугала меня - я знала, что нам еще тем же путем придется возвращаться домой.
В общем - мы пепеправились. Не простившись с читинцами - двинулись дальше. Решили - пройдем сегодня, сколько успеем. Впереди нас ждали две не менее серьезные речки.

020707.jpg

Абориген:

020706.jpg

Итак, мы двинулись дальше в путь.
Читинцы - за нами.
Получилось так, что они подоспели к моменту, когда мы уже протопали первую речку и начали ее проезжать.
Итак, мы с разгона взяли первый брод, уже успев его пройти, читинцы посмотрели, где мы едем - и рванули следом, чтобы не забыть, где брод. Далее мы пошли без остановок. И дошли до самого страшного и романтичного на тот момент места - река Имангри. Довольно широкая. Местами - весьма глубокая. И с сумасшедшим течением... Да, забыла - еще она ледниковая, соответственно - холодная. Ну и самое главное. В ней самая вкусная вода. Вкуснее воды я в своей жизни не пробовала никогда, нигде.
Скажите, какая здесь глубина? 

020717.jpg

Ну, и как вы можете догадаться - мост там не предусмотрен. Вернее он был когда-то очень давно, подозреваю, что это - все, что от него осталось:

020720.jpg

Время - 19-00.
Подъезжают Хабаровчане, спрашивают: что планируете?
Ну мы и ответили - сварить еду, поужинать и выпить))) Хабаровчане покачали головами, видимо решив, что мы безбашенные алкоголики )))
Итак, мы варили ужин, неспешно выпивали понемногу, мальчики пошли покупались, заодно поискали брод. Нашли. В сторону до косы. От косы - опасно, глубина по пояс и сумасшедшее течение. Подготовились основательно. Решено было переправлять машины с косы до берега со страховкой - и на лебедке, и на тросе, одновременно.
Пока мальчики ищут брод - играю в русалочку:

020716.jpg

Итак, начали переправу. Сначала по косе, там течение не такое страшное, и глубина - по колено, в общем - не так уж и страшно:

020708.jpg

Дальше - готовимся к второй половине брода.
Первым пошел прадик, как самый тяжелый. Меня Ваня высадил, ехать с ним не позволил. Основательно подготовились, на случай - если машина опрокинется. Перепаковали вещи. Спереди у него лебедка, сзади прикрепили трос.

020709.jpg

 

020710.jpg

020711.jpg

На выходе трос намотался на заднее колесо, понервничали долгих 10 минут, пока удалось распутать. Вылез он из такого положения почти сам, немного помогая себе лебедкой:

020712.jpg

Готовят труппера - соединяют две лебедки:

020713.jpg

Ольга на дереве:

020714.jpg

Труппер поплыл:

020715.jpg

Грозный УАЗ:

020721.jpg

У меня еще некоторое время после переправы тряслись руки и ноги. Но в общем - ощущение гордости за наших мужчин переполняло. 
Да, не сказала самого интересного. В момент нашей переправы на тот берег подоспели читинцы...
В общем - мы их сделали) Мы предположили, что после увиденного - нас дисквалифицируют даже за попытку подать заявку на участие в фестивале))))) В общем первого мы вытащили - подстраховали своими лебедками, а дальше они уже сами, по протоптанной нами дорожке. Причем удивило немного их отношение друг к другу. У нас каждый за каждого и никто никуда не уйдет, пока проблемы хотя бы у одного. А они... Первые даже не потрудились сказать остальным - как до косы идти, в итоге одного чуть не утопили, я честно говоря заорала, когда увидела, как машина пошатнулась и вот-вот поплывет к черту, а первый их - стоявший рядом со мной - спокойно стоял и смотрел на это. Потом сказал в рацию что-то типа "бери правее". Ну не так же это делается... Но в общем - их дело.
Ну а мы, перейдя Имангри, доехали до ближайшего зимовья, где и остановились на ночевку. Мы с Ольгой уговорили под этот адреналин бутылочку припасенного мной мартини, разбавляя его водой из Имангри, мальчики тоже накатили, и все улеглись спать.

Итак, мы переночевали в зимовье.

0307001.jpg

Наступило 3 июля, мы почти на трое суток выбивались из графика, поэтому - ехали, ехали и ехали.
Вскоре после отправки обнаружили, что хайлюкс повредил двигатель. Его - чтобы не заклинило совсем - подцепили к прадику, потом цепляли к трупперу, но идти надо было в гору, а потому - ехать было тяжело, люкс - машина тяжелая. К обеду у труппера поломалась крестовина, остановились на ремонт, заодно и пообедать. И тут - нас догнал Урал! Обрадовались все, словно родню встретили. В тайге совсем другие ценности. Мы узнали, что в день переправы у Урала отказало рулевое управление и они чинились, их переправляли на следующий день. Мы пообедали, Толя починил труппера, хайлюкса прицепили к уралу - и дальше ехать было веселее. Урал даже не замечал, что тащит за собой такого бегемота 
В тайге вообще все меряется уралами. Например - брод. В норме определения "Уралу по капот", "Уралу по диски", "Уралу по крыло". Расстояние тоже измеряется в Уралах - за сколько времени это расстояние проходит урал.

Просто красиво...

030702.jpg

 

030703.jpg

 

030704.jpg

 

030705.jpg

 

030706.jpg

 

Веселый мостик:

030707.jpg

Горы:

030708.jpg

Мы посмеялись, что в тайге люди так суровы, что даже снеговиков лепят из камней:

030709.jpg

И такие мосты тоже встречаются:

030710.jpg

Я как всегда, успела поиграть в русалку:

030711.jpg

030714.jpg

 

Итак, 3 июля мы ехали до упора, пока ехалось. Так как ночи там были очень светлые - на ночевку остановились в районе часа ночи. За весь световой день наш кортеж осилил 120 км.

4 июля. Позавтракали и выдвинулись в путь. До Чары оставалось всего ничего - 90 км. Мы по всем статьям выбивались из графика, поэтому - ехали, ехали и ехали.
Вот такие агрегаты ездили там по дороге:

040701.jpg

Мостик:

040702.jpg

Ледники:

040703.jpg

просто природа:

040704.jpg

К обеду мы добрались до Чары:

040705.jpg

В Чаре мы сдали Хайлюкса в авторемонт, подправили мелкие поломки остальных машин, пересадили экипаж хайлюкса по другим машинам - и решили остаток дня посвятить поездке на Радоновые источники. Местечко называется Луктур. Там из-под земли бьют ключи - кипяток, реальный кипяток, с большим содержанием радона и сероводорода. 
По приезду мальчики сразу прыгнули в бассейн:

040706.jpg

040711.jpg

Бассейн сделан по принципу двух чаш, одна выше другой. В верхнюю чашу подается вода с источника, немного остывая - переливается во вторую чашу, но и там она весьма горячая. Мы с Ольгой в бассейн прыгать не стали, а попросились помыться. Нашим услугам предложили баню, правда сказали - что топить ее не будут, т.е. мы можем помыться в душе. Ну нам два раза предлагать не надо, мы счастливые - сиганули в баню. Там нас ожидало открытие: холодной воды у них нет. В смысле - вообще нет, в принципе. По трубам течет та же вода с радонового источника. И она - реальный кипяток!
В общем, сауна получилась что надо. Мылись в несколько заходов. Намыливаешься, запрыгиваешь под душ, обмываешься - насколько хватает силы воли (у меня хватало максимум на 3-4 секунды...), выпрыгиваешь, остываешь, повторяешь процедуру заново...
Распаренные и счастливые мы выползли:

040708.jpg

Там по двору ходили такие экспонаты:

040707.jpg

Приехали в Чару к авторемонту, где оставался хайлюкс. Мне сказали перебрать вещи, выбрать - что нам понадобится в ближайшие 2-3 дня, остальное оставить, чтобы не таскать лишнего, на то же количество людей машин стало меньше.
Поехали на озеро, где остались на ночь:

040710.jpg

 

5 июля решили выдвинуться в сторону гор.
Дорога была веселая:

050703.jpg

050704.jpg

050705.jpg

050701.jpg

Здесь Ваня немножко упал  двумя колесами  А я сидела сзади - в той части, которая висит вверху, прижимала к себе ноут и боялась пошевелиться 
А все остальные - вместо того, чтобы спасать Ваню - фотали его ))))

И даже так ездили:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

И вот так:

You need to a flashplayer enabled browser to view this YouTube video

 

Продирались сквозь болота, по камням, снова сквозь болота...

Как-то разговаривая о читинцах, Ваня сказал: они еще не знают нашего Толю! Наш Толя настолько суров, что может во время соревнований положить хайджеком труппера на бок, заменить сгоревшее сцепление и ехать дальше!
И что вы думаете? У труппера от этих перегрузок сгорело сцепление. Еще какое-то время прадик тащил его по горам, но потом стало темнеть, несмотря на то, что ночи светлые - ехать дальше было опасно. Мы остановились на ночевку.
Угадайте, что вы видите?

050706.jpg

Правильно! Труппер лежит на боку, а Толя меняет ему сцепление!

Так это выглядело при свете дня, утро 6 июля:

060701.jpg

Проснувшись по утру, мы обнаружили, что до подножия гор не доехали совсем немного. Мы были почти у цели!
Вот они, манящие нас вершины:

060702.jpg

А такой камешек лежал на месте нашего лагеря:

060703.jpg

Пока мальчики заканчивали ремонт, наш главный проводник Юра предложил нам с Ольгой пойти пешком. Сказал, что до Мраморного ущелья осталось километров 5, за пару часов мы дойдем и будем ждать остальных на месте. Сказано - сделано. Мы планировали к вечеру вернуться обратно в лагерь. Взяли рюкзаки и двинулись в путь. Мы с Ольгой по своим рюкзакам разложили еду (взяли с собой 9 пачек доширака, чай, банку сгущенки и булку хлеба), чтобы не тащить лишнего - из посуды взяли только кружки и ложки. Юре в рюкзак положили котелок. По плану не доходя до Мраморного ущелья мы должны были пообедать лапшой, в самом ущелье попить чай с хлебом и сгущенкой (это планировалось на 16-17 часов) и к ужину вернуться в лагерь.
Мы пошли.
Первый ледник привел меня в восторг (это потом я перестала обращать внимания на ледники... лежат себе - да и лежат )) )

060731.jpg

Через мелкие речушки перебегали по камушкам:

060704.jpg

Присели отдохнуть после крутого подъема, рюкзаки не снимали:

060705.jpg

Я на фоне гор:

060707.jpg

Просто на камнях:

060706.jpg

Дорога в горы:

060708.jpg

 

Какое счастье - на привале снять рюкзак!

1.jpg

Нас догнали наши мальчики на машинах:

060709.jpg

Выяснилось, что по навигатору мы прошли на тот момент 6км. Юра говорил - еще немножко, еще пару километров. Ну ладно, заварили лапшу в котелке, поели около речушки, дальше которой ехать было невозможно, все спешились и пошли.

060710.jpg

060711.jpg

060712.jpg

Ну камушки там конечно... Это нечто:

060715.jpg

Через некоторое время мы дошли до лагеря. В этом лагере жили заключенные, которые добывали урановую руду в Мраморном ущелье. И дорогу - тоже строили они.
Остатки бараков:

060713.jpg

060714.jpg

060716.jpg

Кстати, на фото с камушком - я в тапочках. Это как раз прыгала по камням через одну из речек, оступилась и упала в воду, кроссовки намокли, я решила - пока более-менее ровно - пойду в тапках, а кроссовки посушу. Тогда я еще заморачивалась тем, что нельзя ходить в мокрой обуви ))

Наши устремления были направлены туда:

060717.jpg

Мы шли, шли, шли... Наткнулись на зимовье, обитаемое. В нем жил охотник. Мы спросили у него, далеко ли до переправы через Сакукан (мы шли вдоль него, а к ущелью - нам надо было через него переправиться). Охотник ответил - километров восемь... Мы ахнули - на тот момент было пройдено уже много.. Но делать нечего, не поварачивать же обратно на пол-пути! Мы пошли дальше. Послышались нестройные голоса, высказывания типа: "Куда ты завел нас, Сусанин-герой? - Не знаю, ребята, я сам здесь впервой! - Давайте отрубим Сусанину ногу... - Не надо, ребята! Я вспомнил дорогу!" На что наш командор улыбался и говорил - ничего не знаю, в прошлый раз мы быстро дошли! 
После некоторых раздумий он добавил: а вообще не знаю, я пьяный тогда был...
В общем, мы продолжили путь. И дошли до реки Того:

2_2011-07-21.jpg

Через нее надо было переправляться, прыгая по большим камням. Того впадала в Сакукан, вдоль которого мы шли. Ну что можно сказать об этой переправе? При воспоминаниях о ней мне до сих пор становится зябко, хотя в комнате температура в данный момент зашкаливает за 30 градусов. И расстояния между камнями были не больше метра, и камни большие, но осознание, что одно неверное движение - и тебя выловят через несколько километров вниз по течению в виде фарша... Поэтому фотографий переправы нет - это было действительно опасно, все были заняты страховкой друг друга, поэтому фото только камушков.
Зато есть фото после переправы:

060718.jpg

 

Дальше идти было ощутимо тяжелее. Шли в гору. Я чувствовала усталость, которая усиливалась с каждым километром. Я шла почти на автопилоте. 
Сакукан:

060719.jpg

Я, уже уставшая до состояния нестояния, над обрывом:

060728.jpg

Обрыв - всего пара метров в длину, по ширине ступни, ну а внизу... Там просто офигеть...

Потом мне идти стало совсем тяжело, мы троицей - я, Миша и Ваня - отстали от всех. Нас предупреждали о том, что медведей в этих краях много. Нам периодически на тропе встречались кучи... Огромные... И ободранные вокруг деревья... Осознание, что совсем рядом бродят медведи - оптимизма не вселяло.
Когда я почти сдалась, мы дошли до моста. Нет, не через Сакукан, до него еще было не близко...
Но этот мост... Когда мы подошли к нему - Миша предложил взять меня на руки. Я ответила, что вдвоем мы сорвемся однозначно. А так как я все-таки планирую в этой жизни выдать дочерей замуж - то идти будем по одному. И что одна я пройду. По одной простой причине. Я настолько устала - что мне уже все равно, что будет дальше. Адреналина уже нет, а значит - есть только четко выверенные движения, пусть даже уставшего организма.
Все следующие фотографии относятся именно к этому мосту, длиной несколько метров, над обрывом, вода течет прямо через мост - снося все и всех с него, перил нет, а внизу - Сакукан...

060720.jpg

060721.jpg

060722.jpg

060723.jpg

060724.jpg

060725.jpg

Мы нашли старое разрушенное зимовье, в нем ночевать было нельзя, но рядом уцелела пара скамеек, перед ними мы развели костер.
Да, упустила одну очень важную деталь! Дима раздобыл куропатку. Не велика птичка, но это - мясо! Еда!

Котелок у нас был, и - слава Богу! - была соль и приправа, воды в Сакукане - хоть отбавляй. Развели костер, Дима общипал птичку - и поставили вариться бульон. Кроме птички в бульоне плавала только соль и приправа, больше у нас с собой ничего не было.
Пока варился бульон, Дима и Ваня прогулялись до моста через Сакукан. Они его нашли. Мы не дошли до него меньше километра.

060726.jpg

060727.jpg

Бульон разлили по кружкам, птичку разделили как могли, разрезали пол-булки хлеба на 9 человек. Поужинали. Потом попили чай с сахаром, сгущенку и оставшиеся пол-булки хлеба оставили на утро.
Легли спать.
Спали - как придется. Близко к костру, близко друг к другу.

060729.jpg

Периодически Миша и Ваня укладывались на меня, в общем, спали всей кучкой. Отдохнуть надо было хоть как-то, на отдых отводилось 4 часа - с полуночи до 4 утра. С рассветом мы должны были продолжать движение.
До сих пор, вспоминая тот вечер - я слышу рев Сакукана, шум деревьев, треск костра...
Я тогда хотела только одного - вернуться. Если не домой - то хотя бы в базовый лагерь...

Скажу сразу, все хорошо, что хорошо кончается.
Итак, с рассветом было принято решение поворачивать обратно, в базовый лагерь. Мост через Сакукан вы видели, переправиться через него не представлялось возможным. Необходимо было обмундирование, тросы, одежда, еда... А у нас ничего этого с собой не было - мы ведь шли на прогулку на 5 км, никто не ожидал, что придется протопать все 20, да еще и с такими препятствиями...
Тем не менее, утром мы разделились. Юра, Денис и Дима решили продолжать путь к Мраморному ущелью. Остальные шестеро пошли в лагерь.
Предварительно доев оставшиеся пол-булки хлеба и банку сгущенки на 9 человек...
Мы шли троицей, я, Миша и Ваня. Через сложные места - включая тот страшный мостик - шли, держась за руки. Я посередине, как самое слабое звено, мальчики по краям. Мокрыми кроссовками я больше не заморачивалась, в опасных местах я даже не пыталась прыгать по камням - я просто шла вброд. И мне было пофиг, что в кроссовках плюхает вода, у меня была только одна цель - дойти до базового лагеря, а я уже знала, что идти далеко. Тем более, что у меня начало выкручивать суставы, особенно в местах старых переломов. Это весьма осложняло дело. Я знала, что мальчики меня не донесут, были такие места - где нереально пронести человека. Поэтому я просто шла.
Добрались до реки Того. Ребята сразу поняли, что я прыгать не смогу, суставы меня уже слушались плохо.
Сначала Ваня потянул меня вверх - думал, что там можно будет переправиться по камням. Но там были ледники, а это хуже, чем камни. Миша с Толей соорудили подобие моста между самыми далеко стоящими камнями. Поверх камня положили бревно, у подножия камней - в воде - закрепили еще три бревна. Держали эту конструкцию с двух сторон. Я пыталась сказать, что я не дойду... Ваня меня отправлял, он держал меня за локоть и кричал в ухо: держись за бревно! Не вздумай отпустить бревно!
Я должна была пройти по лежащим в воде бревнам, держась за то бревно, которое лежало на камнях. Учитывая сумасшедшее течение, сбивающее с ног... Я прошла пол-пути, пальцы окоченели, я старалась не отпускать бревно, за которое держалась... Еще шаг - и меня выхватил Миша. Втащил на камень, не дав опомниться - толкнул. Я полетела, в полете на следующем камне меня перехватил Толя, снова не дал опомниться - и толкнул, я снова полетела, в полете меня поймал Виталя, опять толкнул - упала я уже на берег... Вся переправа длилась наверное от силы пару минут, а может и того меньше, учитывая скорость перекидывания меня через камни, но реально - как вся жизнь перед глазами.
Я посидела на берегу, отдышалась, и мы пошли дальше. Снова шли, шли и шли. Без приключений дошли до машины, доехали до базового лагеря. Я легла. И следующие сутки я встать не могла.
У Толи нашелся финалгон, у Витали - мазь от артрита, я мазала суставы всем подряд.
Через сутки мне стало легчать.
Итак, 7 июля завершился наш поход в Мраморное ущелье. Сначала мне даже думать было страшно о его повторении. Сейчас - по прошествии времени - я хочу сходить туда еще раз. Но уже с соответствующей подготовкой, экипировкой, запасом одежды и еды.
Кстати, те трое, что пошли в ущелье - тоже вернулись. Они не смогли переправиться через мост и догнали нас как раз после переправы через реку Того.

Оставшуюся часть дня 7 июля - отдыхали. Спали, ели, пили, пели под гитару.
8 июля решили выдвигаться в сторону самой северной пустыни - Чарских песков.
Мимо проезжали местные жители, посмеялись, что мы поперлись через болота. Сказали - реально пройти вброд по Среднему Сакукану, течения почти нет и не глубоко. И мы решились брать Средний Сакукан вброд. Сказать, что там красиво - ничего не сказать. Температура воздуха +30, а кругом - ледники, лед изумрудный, действительно изумрудный! Вода прозрачная... Воздух аж звенит!

080701.jpg

080702.jpg

080703.jpg

080704.jpg

080705.jpg

080706.jpg

080707.jpg

Когда мы выбрались с предгорья Кодара, Юре позвонили из Чары - Хайлюкс починили. Нам нужно было попасть в Сбербанк, чтобы Юра мог снять деньги - заплатить за ремонт.
Сначала мы были в Старой Чаре. Оттуда поехали в Новую Чару, где собственно стоял хайлюкс. Зашли в сбербанк, а там сказали, что деньги выдаются только в Старой Чаре. Время - 16-40, до Старой Чары - 18км. Рванули, без 10 минут были в Старой Чаре. Поймали первую попавшуюся девушку, спросили, где сбербанк. Девушка сказала: едете по главной улице, потом налево - и будет большое здание, там сбербанк.
Нашли. Я не удержалась и сфотографировала их "большое здание сбербанка":

080708.jpg

В банке мы были в 16-55. Успели. Вернулись за Хайлюксом.
Решили сразу выдвигаться в сторону песков.
Да, еще момент. Хайлюксу поменяли двигатель. И - ВНИМАНИЕ! - они отдали его в аренду! Поставили и сказали: доедете - потом нам обратно по почте вышлите!
Итак, мы поехали к пескам:

080709.jpg

080710.jpg

080711.jpg

080712.jpg

Не буду описывать дорогу - и так понятно, что это было далеко не скоростное шоссе))))
До песков мы не доехали, стало темно и передвигаться стало уже опасно, мы остановились на ночевку.

Итак, утро 9 июля.
Проснулись, позавтракали, огляделись вокруг. Мы с Ольгой пошли прогуляться по окрестностям.

090702.jpg

090704.jpg

Вот они, пески, - за озером! Мы не доехали до них совсем чуть-чуть!

090703.jpg

Добрались. О том, как мы туда забирались - я видео еще не догрузила. Пока - фото.
Итак, мы забрались в Чарские пески.

090706.jpg

Пока забирались - мимо проезжали ребята на вездеходе. Пообщались с ребятами, пофотались с вездеходом)))

090707.jpg

Уехали вглубь пустыни. А там...
Просто балдеж!
Все носились с криками по песку - как дети! Сейчас будет серия фоток "я в песках", нигде не позировала, просто бегала по песку, периодически попадая в кадр))))

090708.jpg

090709.jpg

090710.jpg

090711.jpg

090713.jpg

090714.jpg

090712.jpg

Вот так мы покатались в песках.

090715.jpg

Вернувшись из песков к лагерю - мы искупались в озере, немного отдохнули и стали собираться. Мы должны были посадить нашего командора в поезд в 3 часа ночи, ему надо было срочно домой.
А эти сани - местный колорит, причем это настоящие эвенкийские сани, очень интересные. Связаны веревками - из дерева!

090716.jpg

Не называя имен  Некоторые на этих санках катались... Причем при катании потеряли фейри и губку для мытья посуды, которые кто-то забыл на санках ))))

Приехали мы в Чару в час ночи. Чтобы не развлекать песнями местных жителей (Юра и Толя устраивали рок-концерт ) мы выехали за Чару и встали в сторонке. И тут к нам начали подъезжать местные жители - поздороваться. Одни, другие... Ночь, мы пытаемся спать по машинам, а гостеприимные местные жители - со своим гостеприимством... Атас просто!
Мы проводили Юру на поезд, а сами съехали с дороги и спрятались под мостом. Нам это не помогло. В 8 утра к нам снова пожаловали гости...
Ну а дальше - подготовка автомобилей к обратной дороге, мелкий ремонт и большая стирка.
Вам доводилось стирать в холодной горной реке на камнях? Нет?  Я вам скажу - непередаваемые ощущения.
Кладете вещь на камни на мелководье, натираете ее мылом, затем бьете ее об воду... Повторяете процедуру - и вещь как новая! 
Фотки большой стрики - к сожалению - остались на Ванином фотике, последнюю серию фоток не слили почему-то. Позже выложу)
10 июля к вечеру мы выдвинулись в обратный путь. Мы все еще наивно надеялись доехать до дома 12 июля... Или хотя бы 13...

Итак, 10 июля выдвинулись вечером. Ехали, ехали и ехали. Периодически останавливались - у труппера были неполадки, а хайлюксу надо было постоянно доливать масло.
Прошли 90км, остановились в месте последней ночевки на пути в Чару, не разбирая машин и не ставя лагеря - легли спать.
11 июля. Проснулись в 6-30, выдвинулись в путь. Мы все еще надеялись... И ехали, ехали, ехали.
Имангри прошли практически не останавливаясь, мостики не протопывали. На Имангри обнаружили, что сделанную нами дорогу активно используют местные жители, там стало почти шоссе 
Дошли до речки Средние Тазы, она вроде по-другому как-то называется, но местные зовут ее так.
Ваня рванул - не протопывая брод. Вроде нормально ехали... И вдруг вода поровнялась почти с окнами, до берега рукой подать, а там глубина - метра полтора... Вот это - хлебнули адреналинчика... Выехали на берег, я запищала. Ваня спросил: что случилось? я - вода! Ваня - много? я - по щиколотку! Ваня - открывай дверь!
Я открыла дверь, вода хлынула наружу. Впервые за все путешествие у нас промок салон...
К полуночи добрались до Олекмы. Все то же место, все те же действующие лица... Развернули под мостом лагерь и приготовились ждать переправу...

Итак, наступило 12 июля. Мы сообщили в ПЧ-20, что приехали и хотим переправиться на другой берег. Нам классически сказали: ждите.
Мы ждали. Загорали, купались, гуляли...
Нашли вот такие эвенкийские камни, реальная наскальная живопись:

120701.jpg

Я, как всегда, успела поиграть в русалочку)))))

120702.jpg

Вообще, я в тот день ходила в дурном настроении... Не нравилось мне там. И дело было даже не в ожидании, и даже не в медведе, которых ходил в 100м от нас... А он реально там ходил... Только сучья трещали.
Вечером поздно - пошла я в кустики... присела... а в 2 шагах от меня - шевеление... Ну я сиганула оттуда, и пофиг было, что я в тапках, по камням как козочка проскакала. Залезла в машину - Ваня уже спать лег. Отдышалась, успокоилась, Миша залезает. Говорит - я отошел в кустики, а там тень большая черная, и сопит... Ну я в него камень кинул и свалил оттуда. Ваня: скажи спасибо, что не попал, попал бы - фиг бы убежал...
В общем, не нравилось мне там.
Пошутили мы на тему - интересно, а как медведь на тот берег переходит - вброд или по мосту...

Утро 13 июля наступило от крика Вани.
Он кричал: быстро! Нам дают переправу! Мы должны были переправиться пол-часа назад!
Так быстро мы лагерь ни разу не сворачивали. Уже через 15 минут мы стояли в полной боевой готовности.
Я была удивлена - всего полтора суток под мостом!
Далее - без приключений мы доехали до Юкталей, отзвонились домой, что совсем скоро будем, что у нас все нормально. В полдень выдвинулись в сторону дома.
Уехали мы недалеко.
У Витали поломалась машина, деталь, именуемая цапфа:

130701.jpg

Труппера и хайлюкса мы отправили вперед, а сами остались с Виталей. Устранить поломку не удалось, Мы взяли сломанную деталь, Виталю, и вернулись в Юктали.
Там на разборе нам дали нужную деталь. В аренду. Бесплатно. Сказали - доедете - вернете по почте. Мне нравится тайга! Солярку - бесплатно, детали - в аренду бесплатно...
В тайге вообще совсем другая система ценностей. Деньги в тайге ничего не значат, каждый таежник зарабатывает столько - сколько нам не снится. Только тратить им эти деньги некуда, поэтому они не имеют ценности. Ценятся: хлеб, водка, пиво, репелленты, солярка. Это все - универсальная таежная валюта. И все, с кем мы встречались в тайге, кто хотел нам помочь - давали нам именно это: хлеб, пиво, водку, солярку...
Местный алкотестер ))

130702.jpg

Итак, Виталя чинил машину, а мы составляли ему компанию:

130703.jpg

130704.jpg

130705.jpg

130706.jpg

130707.jpg

Потом я нашла камень, похожий на зуб. Сказала - сфотайте, или я его с собой возьму. На что мне Ваня сказал: "Юля, когда я на Имангри говорил тебе, что ты можешь взять с собой немножко камушков, я не имел в виду количество, равное твоему весу!" )))

130708.jpg

Потом я залезла в УАЗик, посмотреть, каких наворотов Виталя себе там наделал:

130710.jpg

Заканчивалось все совсем весело, мы откровенно бесились.

Виталя закончил починку уже потемну, мы поехали догонять наших. Встретившиеся ребята сказали, что наши стоят под деревней Дюгабуль, разбили лагерь и совсем нас заждались. До лагеря мы доехали без приключений.

14 июля. Быстро свернули в лагерь и поехали. Ехали, ехали и ехали. К вечеру приехали в Тынду.
Сначала переобулись - снимали внедорожную резину, ставили резину для асфальта:

140701.jpg

Потом выяснили, что у всех автомобилей есть неполадки, решили встать лагерем на том же месте, где стояли на пути туда - и подремонтироваться.
У труппера сломалась рессора:

140702.jpg

У нас погнулось рулевое.
Шикарный кадр, угадайте - кто? ))))

140703.jpg

15 июля. Утро в Тынде:

150701.jpg

150702.jpg

150703.jpg

150704.jpg

150706.jpg

Три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой:

150705.jpg

Выдвинулись из Тынды в 17-00. 
Ехали практически без остановок.
16 июля, утро. Перед тем, как всем расстаться - Виталя поворачивал в сторону Белогорска:

160701.jpg

Итак, в полдень 16 июля мы въехали в Благовещенск.
Родной город встретил нас не так радушно, как Юктали или Чара. Но в принципе - это было не так важно. Мы всем оставшимся кортежем проехали по центральным улицам города - и разъехались отсыпаться.